В качестве компенсационных мер могут применяться различные сценарии: эскалация запросов, ограничение времени доступа, плановый пересмотр критичных полномочий, усиление политик, применяемых к учетной записи, и многие другие. По сути, этот функционал делает продукт интересным не только традиционным заказчикам решений класса IdM/IGA – ИТ и ИБ, но и подразделениям, отвечающим за внутренний комплаенс и управление рисками.
Отметим, что модель оценки рисков носит индивидуальный характер и зависит от сценариев использования, в которых планируется ее применять. Вместе с тем, существует универсальный набор базовых параметров, на которые требуется обратить внимание в первую очередь. К их числу специалисты компании Аванпост относят: обладание правом доступа (базовая переменная, показывающая уровень привилегии в системе; является основой для скоринга); совмещение прав (оценка отдельно взятых рисков может быть низкой, но их сочетание у одного лица может оказаться значительно выше, чем их простая сумма); способ получения права (право, полученное на основе ролевой модели несет меньше рисков, чем полученное по дополнительному запросу или вне IDM); неиспользование учетной записи («забытые» учетные записи значительно больше подвержены компрометации); статус пользователя (например, долгосрочный отпуск повышает риск компрометации его учетной записи); местоположение пользователя (риск злонамеренного использования привилегий пользователями, работающими удаленно, значительно выше, чем у офисных работников); тип пользователя (внешний подрядчик, обладающий критичным набором полномочий, несет дополнительный риск).
В итоге такая модель позволяет точно и своевременно выявлять комплексные риски и реагировать на них; в первую очередь, это риск компрометации учетной записи и риск злонамеренного поведения пользователя. В соответствии с этим функционал системы дает возможность получить оценку уровня потенциального ущерба, который может причинить злоумышленник, завладевший отдельной учетной записью, а также определить вред, который может причинить человек, обладающий всем набором учетных записей.
Важным аспектом реализации в Avanpost IDM и основным отличием от западных решений является отсутствие необходимости разработки полноценной модели оценки рисков и утверждения компенсационных процедур для начала использования функции и получения практической пользы. На первом этапе достаточно оценить наиболее критичные полномочия, и это моментально позволит определить список привилегированных учетных записей и их владельцев, а добавление простого процесса аттестации полномочий привилегированных учетных записей позволит сократить накопление доступов, особенно распространенное у ИТ-специалистов.
«Функция оценки и управления рисками в IDM не так сложна, как это все еще представляют себе многие владельцы систем, – говорит Андрей Конусов, генеральный директор компании Аванпост. – Предлагаемое нами решение поможет не только выявить, но и взять под контроль привилегированные учетные записи, где и сосредоточена большая часть угроз для информационной безопасности любого предприятия. Сегодня это особенно актуально, ведь многие сотрудники, обладающие расширенными правами доступа в корпоративную информационную систему, работают удаленно, в том числе, и со своих личных устройств».
Компания Аванпост объявляет об успешно проведенной миграции системы управления и контроля доступа АО «Мосводоканал» на платформу Avanpost IDM 6. В ходе модернизации системы были реализованы новые процессы управления доступом к единой системе электронного документооборота заказчика. В настоящее время под управлением Avanpost IDM находится более 5000 учетных записей пользователей.
Аванпост стал победителем конкурса проектов Российского Фонда Развития Информационных Технологий (РФРИТ) по разработке отечественных цифровых продуктов. Компания получила грант на разработку собственной IDaaS-платформы Avanpost Cloud Identity, которая станет доступна для использования по подписке к концу 2021 года.