Нужна ли Business Intelligence (BI) для малого и среднего бизнеса?

Если объективно посмотреть на реальный уровень и стиль управления в большинстве российских средних и малых компаний, то потребность в системах BI отсутствует в принципе.

Бизнес-аналитика для малого и среднего бизнеса — уже реальность? Что идет впереди — спрос или предложение?

Андрей Конусов, генеральный директор компании Аванпост: На мой взгляд, BI-системы для SMB рынка — это красивая сказка маркетологов компаний-производителей этих систем. Дело в том, что за достаточно долгий период существования на рынке BI-систем, они уже насытили значительную часть рынка крупных и очень крупных компаний, которые и являются их основными потребителями. Естественно, думая о будущем, производители начинают формировать спрос на новом, «не обработанном» рынке SMB.

Появляются интересные предложения, якобы заточенные для данных компаний, и начинается активная популяризация этой темы.

Однако, если честно посмотреть на реальный уровень и стиль управления в большинстве российских средних и малых компаниях, то потребность в системах BI отсутствует в принципе.
Объяснения данного факта также достаточно понятны.

Во-первых, у большинства руководителей небольших компаний отсутствует четкий системный подход к принятию решений. Конечно, они собирают и оценивают информацию, но вряд ли присваивают ей весовые коэффициенты, и рассчитывают по формулам, какое из решений наиболее правильно. В России принято доверять интуиции и верить в «авось».

Во-вторых, не нужно забывать, что BI система способна работать только обрабатывая данные других ИТ-систем, таких как ERP, CRM, систем бюджетирования и документооборота и т. д. Т. е. в компании должен быть весьма высокий уровень ИТ-автоматизации. А этим могут похвастаться лишь единицы компаний среднего и малого бизнеса. Так что у BI-системы просто будут отсутствовать исходные данные для анализа.

В-третьих, по-хорошему, с BI-системами должны работать профессиональные аналитики, которые способны переложить запрос ТОП-менеджеров на понятный для системы язык, а потом корректно интерпретировать полученные результаты. Очевидно, что в небольших компаниях содержать такого специалиста может оказаться слишком накладно, а ожидать, что это будет делать сам ТОП-менеджер — просто наивно.

Какие вопросы/проблемы решаются с помощью BI?


Андрей Конусов: BI-системы призваны повысить эффективность управления компанией за счет помощи в принятии правильных и быстрых управленческих решений.

Т.е. системы BI позволяют быстро получить, консолидировать и предоставить в удобном для принятия решения виде информацию из различных информационных систем. Наиболее продвинутые BI-системы не только генерируют различные отчеты, но и снабжены заложенными в них алгоритмами анализа информации и предложения наиболее правильных вариантов решения.

В какой момент бизнесу стоит задуматься о BI? С чего начать?

Андрей Конусов: На мой взгляд, BI-система является необходимым инструментом работы крупных компаний, с встроенными и автоматизированными бизнес-процессами. Именно в этих компаниях системы автоматизации генерируют огромные массивы информации, которые невозможно оценить и проанализировать вручную, а если и возможно, то на это уйдет слишком много времени, и полученные данные уже не будут иметь ценности, т.к. за время, потраченное на их подготовку, они утратят актуальность.

Но не только размер компании является индикатором потребности в BI. Уровень управления должен дозреть до такого класса систем.

Т.е. среди ТОП-менеджеров должны появиться потенциальные потребители/пользователи данной системы. Люди, постоянно анализирующие деятельность компании, запрашивающие различные срезы информации и ощущающие, что малая скорость получения информации сдерживает развитие их бизнеса и уменьшает его эффективность. Наличие таких людей в руководстве позволит четко сформулировать ожидания и требования к системе и обеспечить поддержку высшего руководства при ее внедрении. А эта поддержка совершенно необходима для внедрения столь сложных ИТ-решений.

Начать же нужно с четкого формулирования ожиданий от внедрения системы и целей, которых вы хотите достичь.
После этого имеет смысл провести первичные переговоры с поставщиками решений и посмотреть, на уровне презентаций, что они могут и насколько соответствуют Вашим ожиданиям. Но ни в коем случае не стоит делать финальный выбор системы и приступать к ее внедрению только на основании заявленных на презентации возможностей. Обязательно необходимо провести пилотное внедрение и на деле оценить, насколько система выполняет поставленные перед ней задачи. В идеале провести несколько пилотов нескольких систем, чтобы была возможность сравнить их плюсы и минусы. При нынешнем уровне развитии рынка ИТ, вендоры и интеграторы чаще всего готовы провести пилоты бесплатно, так что затраты компании будут сведены только к отвлечению ресурсов на контроль за ходом пилотов. А проверка боем нескольких систем даст Вам полную картину для выбора наиболее подходящего решения.

Сколько может стоить решение и от чего зависит цена?

Андрей Конусов: Параметров, влияющих на цену, очень много. Начиная от производителя решения, набора модулей и количества покупаемых лицензий, заканчивая количеством систем, из которых будет извлекаться информация для анализа, и сформулированными задачами клиента, которые могут оказать серьезное влияние на стоимость внедрения.

Таким образом, разброс возможных цен варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.

Какие методы/инструменты бизнес-анализа использует Ваша компания и почему?

Андрей Конусов: Возглавляемая мной компания «Аванпост» по численности персонала относиться к сегменту SMB, и, по описанным выше причинам, мы не рассматриваем для себя внедрение системы класса BI.
Для бизнес-анализа и выработки бизнес-решения, мы широко используем методы коллективных обсуждений, мозговых штурмов, а исходную информацию для них готовим, используя аналитические возможности нашей финансовой и CRM-системы. Иногда приходится прибегать и к ручному сбору информации, и подготовке отчетов, но для компании нашего размера это вполне оправдано.

Другие новости

    Форма
    контакты
    Телефон
    E-mail
    129 085, г. Москва
    ул. Годовикова, д. 9, стр. 17
    Адрес
    Все права защищены © Avanpost 2024