Российские IdM-системы (управление учётными записями, Identity Management) получают востребованность не только среди государственных корпораций, но и в коммерческих компаниях: расширяется пул заказчиков, активно идут процессы технологического развития. Расскажем о долгосрочных прогнозах и точках роста сферы IdM на ближайшие несколько лет.
ВведениеВ 2023 году импортозамещение достигло своего расцвета, началась системная и планомерная работа участников рынка по развитию и внедрению отечественного ПО, стартовали долгосрочные проекты миграции на российские решения. Этот тренд не мог не коснуться и сферы управления учётными записями (Identity Management), позволяющей грамотно выстроить бизнес-процессы компании и минимизировать риски, связанные с информационной безопасностью и разграничением прав доступа пользователей к информационным ресурсам. Каковы перспективы роста рынка IdM-систем в России в 2024 году, будет ли продолжаться рост инвестиций в долгосрочные IdM-проекты и что в целом ждёт индустрию в ближайшие годы?
Передел рынка управления учётными записями По оценкам экспертов компании Avanpost, на данный момент объём рынка IdM составляет порядка 3−3,5 млрд рублей и в 2023—2024 гг. будет происходить перераспределение его долей: начнут ещё больше сокращаться доли иностранных вендоров в пользу российских и произойдёт передел бюджетов, которые раньше тратились на поддержку зарубежных решений, в сторону полного замещения последних отечественными аналогами. Этот тренд стал заметен уже в 2023 году, и в 2024-м он укоренится на российском рынке. Тем не менее есть предположение, что сегменты коммерческих компаний и компаний с государственным участием будут развиваться по-разному.
Доля внедрения российских решений IdM в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием в ближайшие два года будет расти незначительно. Основная причина заключается в том, что рынок уже набрал определённую критическую массу: все, кому были нужны IdM-решения, уже внедрили их ранее или находятся на этапе замены западных решений отечественными.
Многие коммерческие компании не готовы терять западные сервисы, но понимают, что для них могут наступить серьёзные последствия, если они продолжат пользоваться решениями ушедших вендоров. В первую очередь это касается отсутствия технической поддержки и возможности своевременно получать обновления. Несомненный потенциал роста рынка лежит именно в сегменте коммерческих компаний.
Передовики производства управления учётными записями К тем, кто уже сегодня идёт по пути замены продукции западных вендоров, относятся в основном крупные компании, осуществившие внедрение IdM-систем весьма давно — в 2009—2014 годах, когда в России мейнстримными были продукты IBM и Oracle. Уже тогда они являлись дорогими с точки зрения стоимости владения, потребления ресурсов, техподдержки и характеризовались высокими требованиями по наличию широкого штата специалистов сопровождения в команде заказчика.
Поэтому организаций, у которых в инфраструктуре до сих пор работают устаревшие, тяжеловесные продукты Oracle или IBM, среди потенциальных клиентов, готовых к переходу на российские решения, весьма много.
Существенно растёт доля именно коммерческих компаний, активно участвующих в программе импортозамещения и переходящих на отечественные IdM-системы. По внутренней аналитике профиля заказчиков компании Avanpost, в 2023 г. в первую очередь ими стали банки и страховые компании (30%), энергетика и добывающие предприятия (25%); чуть меньшие, но также существенные доли (по 10%) занимают компании из сферы телекоммуникаций и ретейла. Завершают перечень транспорт, логистика, строительство, гостиничный и ресторанный бизнес.
За счёт того что в проектах IdM предпродажный период весьма долог (включает в себя демонстрацию, «пилотирование», бюджетирование), можно ожидать к 2025 году всплеска продаж в этой сфере, который продлится ещё несколько лет. Помимо прочего, внедрение IdM — это, как правило, долгосрочный и сложный проект, который развивается по мере роста бизнеса и эволюции бизнес-процессов компании. Окупаемость таких проектов лежит, как правило, на горизонте трёх лет.
Расширение области применения IdM-систем По мере роста зрелости системы и процессов управления доступом у тех компаний, которые внедрили решения в базовой функциональности, возникают дополнительные потребности, желание охватить большее число сценариев и усилить контроль над учётными записями. Одним из логичных и весьма востребованных направлений развития IdM-систем в крупных технологичных компаниях является управление технологическими и привилегированными учётными записями, что создаёт высокий потенциал для повторных продаж как работ, так и лицензий.
Помимо этого, возрастает потребность в решениях связанных с рисками и конфликтами в управлении доступом, на что отечественные вендоры отвечают развитием соответствующей функциональности. Это влечёт за собой появление ещё одного внутреннего заказчика для IdM-систем, помимо классических ИТ и ИБ, — внутреннего комплаенса.
Технологическое развитие как драйвер роста рынка Основные векторы технологического развития IdM-систем сейчас лежат не в функциональной плоскости, а в инфраструктурной. Западные вендоры работают над сокращением стоимости владения за счёт переноса большей части решений в облако. Разрабатываются различные варианты развёртывания в контейнеризированной инфраструктуре, автоматизации, масштабирования и, соответственно, сокращения потребляемых ресурсов.
Также разрабатываются и новые технологии, и подходы к их применению на уровне как продуктов, так и конкретных проектов. В первую очередь они связаны с построением правильного распределения прав доступа, оптимизацией ролевых моделей, предиктивным анализом. В перспективе будет виден больший фокус на замене участия человека в автоматизируемых IdM-системами процессах — например, в области принятия решений о сертификации прав доступа.
В последние годы и на западном, и на российском рынках наблюдается расширение сфер влияния решений класса IdM. Всё больше компаний предъявляют требования к управлению технологическими учётными записями за счёт микросервисной архитектуры многих новых решений. Появляется всё больше аутентификаторов, или учётных записей, которыми пользуются уже не сотрудники, а сами сервисы. Их становится больше, им требуются те же самые права доступа, и происходит рост сферы влияния систем внутри компании.
Появляются и подходы к сосуществованию решений класса Identity Management (управление учётными записями) с различными хранилищами секретов, что также представляет собой некоторое расширение влияния и поля для автоматизации. На российском рынке этот тренд обозначился совсем недавно (в 2021 году), чего нельзя сказать о Западе. Там подобные запросы начали появляться чуть раньше, да и переход на микросервисную архитектуру и гетерогенные инфраструктуры происходит гораздо быстрее, чем у нас. Таким образом, Identity Management адаптируется под новые условия и задачи, возникающие из-за изменения архитектуры предприятий и, соответственно, новых потребностей.
Долгосрочные прогнозы Таким образом, оценив все составляющие, эксперты компании Avanpost полагают, что к 2025 году рынок IdM вырастет более чем на 30%. С одной стороны, с точки зрения экономической ситуации в стране и в мире должна появиться большая определённость, да и стагнация рынка долго продолжаться не может: бизнесы будут вынуждены начинать более долгосрочное стратегическое планирование.
Кроме того, сами решения развиваются, набирают функциональность. Упрощаются имеющиеся и появляются новые подходы ко внедрению, которые могут повлиять на рынок с точки зрения сокращения затрат и окупаемости продуктов. Поэтому более динамичные, выросшие за этот двухлетний период бизнесы придут к пониманию того, что внедрение решений IdM необходимо, и за счёт появления нового пула клиентов рынок перейдёт на новый виток развития.
ВыводыСферу управления учётными записями (Identity Management) ожидают множественные трансформации в ближайшие годы. В текущем году будет происходить перераспределение рыночных долей и бюджетов компаний, которые начнут тратиться уже не на поддержку зарубежных решений, а на комплексное внедрение отечественных разработок.
Рынок IdM при этом сильно диверсифицируется. Российские системы Identity Management становятся востребованными среди коммерческих компаний: это финансовый сектор, энергетика, телеком и ретейл.
За счёт разработки новых технологий, упрощения процессов внедрения и возможностей широкого масштабирования отечественных систем можно ожидать бурного роста рынка IdM к 2025 году. Расширенная функциональность решений и высокая окупаемость продуктов окажут первоочередное влияние на развитие индустрии в долгосрочной перспективе.
Источник:
https://www.anti-malware.ru/analytics/Market_Analysis/Identity-Management-market-future