.

Инсорсинг: стоит ли игра свеч?

Случаев, когда программное обеспечение создается внутри компании, совсем немного. Как правило, такие проекты для бизнеса невыгодны. Коммерческий директор компании «Аванпост» Александр Санин рассказывает, почему это так и когда все же стоит задуматься об инсорсинге.

Инсорсингом (внутренней разработкой) занимаются некоторые крупные холдинги. Разрабатываемое ими программное обеспечение обычно является производственным. Такое ПО предназначено для выполнения конкретной функции, критически важной для компании. Аналогов, способных ее выполнить, на рынке либо нет, либо мало, а цена, стабильность работы или функциональность не устраивают компанию.

Обратная сторона медали

Внутренняя разработка имеет важное преимущество: она дает возможность компании полностью контролировать развитие системы. В то же время внутренняя разработка требует от компании весьма немалых финансовых затрат, найма целой команды опытных специалистов, найти которых сейчас крайне сложно — высокопрофессиональные разработчики буквально моментально получают выгодное предложение, стоит им выйти на рынок. Но даже если компании удалось собрать необходимую команду, не исключено, что довольно скоро ей придется повышать зарплату специалистам, чтобы их не переманили к себе другие организации.

В этом случае некоторые компании могут принять решение о передаче продукта внешнему подрядчику для поддержки и развития. Таким образом, внутренний продукт в итоге все равно может «выйти» за пределы организации, так как станет для нее слишком невыгодным. Применять они его продолжат, но обеспечивать работу и развивать его будут уже сторонние компании.

Кроме того, зачастую ответственные за внутренний продукт руководители не разбираются ни в разработке, ни в ИТ-рынке. Также в компаниях часто ошибочно полагают, что разработка продукта — легкий и очень быстрый процесс. Из-за этого нередко принимаются неверные решения, которые могут касаться как их архитектуры, так и, например, технологического стека. Все это сказывается на результатах.

Сложности появляются и при попытке вывести такие продукты на внешний рынок. Чаще всего у таких решений специфичный интерфейс. Как правило, продукты, разработанные внутри компании, сделаны максимально удобными только для работы ее сотрудников, универсальными их не назовешь. Другие пользователи, работая с подобными решениями, могут столкнуться с необходимостью адаптировать программы под особенности рабочих процессов каждой отдельной компании.

Также может возникнуть ситуация, при которой такие продукты не поддерживают некоторое оборудование, установленное у заказчиков. И на то, чтобы устранить эту проблему, потребуется значительно больше средств и времени, чем на корректировку интерфейса. В целом на адаптацию продукта под внешний рынок у компании может уйти значительно больше средств, чем на разработку.

С прицелом на себя и рынок

Более выгодно изначально создавать продукт не только для себя, но и для потенциальных внешних заказчиков. Такая стратегия позволит компании в будущем минимизировать стоимость развития и «содержания» продукта за счет привлечения денег с рынка. Однако нужно отчетливо понимать, нужен ли такой продукт рынку. Не случится ли, например, такая ситуация, при которой специфичный продукт, жизненно необходимый одной компании, больше не нужен будет никому?

В целом, прежде чем организовывать инсорсинг, нужно основательно подумать о его целесообразности. В большинстве случаев, когда сфера деятельности компании никак не связана с разработкой и реализацией ИТ-продуктов, инициативы запустить инсорсинг ни к чему хорошему ни приведут.

В то время как сотрудничество с ИТ-компаниями, в том числе специализирующимися на заказной разработке, — заведомо хорошая идея. В том случае, если взаимодействие с подрядчиком с самого начала построено правильно, а в контракте, заключенном с ним, четко прописаны все нюансы, ведь тогда риск потери контроля над разработкой продукта почти отсутствует.

Когда все-таки создавать только для себя?

В текущих реалиях, когда обстановка в мире может поменяться в считаные недели, а порой даже дни, утверждать необходимость инсорсинга для компании — как минимум непрагматично. Организациям важно сосредоточиться на своем профиле деятельности, а не распыляться, пробуя что-то новое и неизвестное.

Однако полностью сбрасывать со счетов идею инсорсинга все же не стоит. Случаи когда инсорсинг компании необходим — существуют. Но и такой сценарий требует тщательного расчета затрат на развитие и содержание продукта, а также их сопоставления с его перспективами. Только это позволит принять компании взвешенное решение в отношении инсорсинга. Ведь случается и так, что готовый продукт с недостаточным для клиента функционалом большей частью закрывает его потребности. При таком раскладе ему точно выгоднее приобрести готовый продукт и подталкивать вендора к его развитию, нежели идти своим путем.

Александр Санин, коммерческий директор «Аванпост»

Другие новости

    Форма
    контакты
    Телефон
    E-mail
    129 085, г. Москва
    ул. Годовикова, д. 9, стр. 17
    Адрес
    Все права защищены © Avanpost 2024