Александр Санин, коммерческий директор компании «Аванпост» 1. Какое значение для Вас при найме сотрудника на работу имеют его моральные качества?
Моральные качества всегда играют важную роль при приеме сотрудника на работу. Для нашей компании это особенно важно, ведь наша деятельность связана с информационной безопасностью. При этом мы особенно фокусируемся на тех моральных нормах, которые применимы к конкретным задачам ИБ. Люди, профессионально работающие в этой сфере, постоянно видят, что их знания противостоят мощной и хорошо организованной криминальной среде, специализирующейся на кибер преступлениях. Понимают сколь эти преступления опасны, сколь уязвимы предприятия, как важно их защитить.
2.Какие формы аморального поведения в российских условиях и в Вашей сфере деятельности встречаются чаще всего? Коррупция непартнерское отношение к коллегам злоупотребление алкоголем и наркотиками?
В нашей сфере деятельности (информационная безопасность) вряд ли можно выделить какие-то специфические моменты аморального поведения. Связано это с тем, что сообщество специалистов не очень многочисленное и довольно сплоченное. Поэтому, как правило, любой факт аморального поведения быстро становится достоянием гласности. Естественно, все дорожат своей репутацией, и не совершают каких-то откровенных аморальных проступков. Да и уровень коррупции в отрасли очень низкий, это можно смело сказать.
3.Как правильно выстраивать отношения с ценным специалистом с неидеальными нравственными характеристиками?
С одной стороны, неидеальная нравственная характеристика сотрудника, а уж тем более ценного, сама по себе вряд ли сильно помешает его трудовой деятельности. Тут многое зависит от того, какие именно аморальные поступки имеются в виду и как они помешают рабочему процессу. С другой стороны, в сфере ИБ мы имеем дело с конфиденциальной информацией, серьезными клиентами и любое аморальное поведение может породить цепочку событий, приводящую к большим потерям.
4.Какую роль играет профилактика аморальных поступков?
В корпоративной культуре конкретной компании поведение регламентируется сводом внутренних правил, норм и т. п. Многие из них могут соответствовать нормам морали, а могут с ними расходиться. Зачастую подтолкнуть сотрудника к аморальному поведению может нелояльное отношение к бренду или поощрение нечистоплотности в продажах, или насаждение «волчьих» норм в коллективе. Это не такая уж редкость. В нашей компании это не так и мы уделяем особое внимание целому комплексу превентивных мер: баланс морального и материального стимулирования, формирование ощущения престижности работы именно в нашей компании, заботе о внешнем и внутреннем имидже компании, создание в ней такого социально-психологического климата, который бы способствовал восприятию ее как референтной для каждого работника, принятие мер по созданию у сотрудников чувства принадлежности к организации — с тем, чтобы считать ее «своей». Мы стремимся к тому, чтобы в случае затруднений сотрудники обращались за помощью к компании, а не искали ее на стороне. Очень важно также не допускать даже единичные случаи безразличного отношения к просьбе или жалобе работника, а при возникновении таких случаев — оперативно и жестко реагировать на них. Важны и вполне традиционные принципы: поощрение за добросовестную работу, соблюдение трудовой дисциплины и лояльности компании (вручение премий, ценных подарков или иных наград, туристических путевок и др.).
5.Какие типичные ошибки совершают компании в борьбе с аморальными проявлениями своих сотрудников?
Зачастую многие компании ошибаются, считая, что морально-этичное поведение напрямую связано с профессионализмом. Это не верно: не всегда честные сотрудники идеально выполняют работу и, напротив, нередко встречаются умные, но безнравственные люди, превосходно справляющиеся с поставленными задачами. Однако сфера деятельности нашей компании позволяет мне напомнить о важности проведения организационных мер, способствующих сохранению коммерческой и иной служебной тайны. Каждый работник должен владеть только той информацией, которая необходима ему для качественного и успешного выполнения своих обязанностей (и не больше). Проявление интереса к сведениям, выходящим за рамки служебной компетенции, не должно оставаться без внимания коллег. Наконец, если компания примет решение об увольнении за грубые нарушения дисциплины и нелояльность, необходимо, чтобы «расставание» проходило мирно, и у сотрудника не возникло желание отомстить и причинить вред. Это универсальное правило. А в нашем достаточно узком сегменте бизнеса очень велика вероятность пересечься с бывшим сотрудником в роли партнера или клиента.