Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
«МегаФон»

«МЕГАФОН»

Клиент
МегаФон — российская телекоммуникационная компания, входящая в «большую четверку» российских операторов сотовой связи
Отрасль

Информация о проекте

Телекоммуникации
Продукт

О компании

МегаФон / 20 000 пользователей

МегаФон — российская телекоммуникационная компания, входящая в «большую четверку» российских операторов сотовой связи и предоставляющей услуги сотовой связи, местной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, кабельного телевидения и ряд сопутствующих услуг. МегаФон построил самую большую сеть LTE/4G из более 100 тысяч станций в 83 регионах страны. Услугами компании пользуются 77,6 млн клиентов.

О проекте

Задача:

Автоматизировать основную деятельность УЦ и сократить издержки на выпуск сертификатов и учет основных объектов инфраструктуры PKI

Решение

Созданная в рамках данного проекта единая корпоративная система управления инфраструктурой открытых ключей (PKI) заказчика, основой которой является Avanpost PKI, обслуживает компании ПАО «МегаФон» и АО «МегаФон Ритейл». В настоящее время с этой системой в постоянном режиме работают не менее 20 тыс. пользователей, в дальнейшем их число увеличится до 50 тысяч.

О новой системе управления инфраструктурой PKI

Avanpost PKI обеспечивает учет всех объектов инфраструктуры открытых ключей: ключевые носители, лицензии на СКЗИ, АРМ-ы. Кроме того, в новой системе автоматизирована печать всех отчетных документов по этим объектам — в соответствии с требованиями ФСБ. Также система поддерживает все процессы, связанные с выпуском сертификатов электронной подписи (ЭП) для сотрудников компаний. Особо отметим, что сертификаты и другая информация может храниться как на привычных физических ключевых носителях (eToken и RuToken), так и в облачных сервисах ЭП на базе технологии КриптоПро DSS (предназначена для централизованного, защищенного хранения закрытых ключей пользователей и удаленного выполнения операций создания ЭП).
В новой системе управления инфраструктурой PKI применяется принцип самообслуживания. Любой сотрудник может самостоятельно заказать себе сертификат ЭП, сформировать необходимые сопроводительные документы и просматривать характеристики всех выпущенных для него сертификатов. Все делается чрезвычайно просто — прямо в удобном Личном кабинете. Так, чтобы заказать себе сертификат, пользователю нужно сделать всего четыре простых шага. Благодаря этому вовлечение конечных пользователей в процесс выпуска сертификатов не только не вызывает противодействия, но, напротив, воспринимается чрезвычайно позитивно. Это в корне отличает данное внедрение от уже ставшей привычной для всего ИБ-рынка ситуации, когда усиление информационной безопасности затрудняет работу пользователей и воспринимается ими в штыки. Отметим также, что перевод процедур в электронный формат значительно уменьшил бумажный документооборот в ходе запроса и выпуска сертификатов
Для операторов УЦ также предусмотрен эргономичный пользовательский интерфейс — единое окно, где собран весь комплекс инструментов рассмотрения поступающих запросов пользователей и вся необходимая информация для принятия решений: заявления, сканы документов, параметры запросов и т. д. Появление этого инструмента позволило уменьшить требования к квалификации операторов УЦ и одновременно повысить качество и эффективность их работы. А это значительно сокращает издержки на персонал в условиях постоянного повышения объемов обслуживаемых сертификатов и дефицита квалифицированных специалистов на рынке труда.
Также в новую систему встроены различные механизмы автоматизации, резко сократившие объем ручной работы, задержки и технические ошибки. Один из таких механизмов позволяет получать доверенные данные о сотрудниках компаний непосредственно из кадровой системы организации-заказчика, исключая саму возможность появления и дальнейшей обработки недостоверной информации. Это важно, поскольку такого рода данные используются при формировании заявлений и запросов на сертификаты, а также для автоматизации процесса регистрации пользователей в КриптоПро DSS. Другой механизм обеспечивает автоматическую публикацию выпущенных пользовательских сертификатов во всех информационных системах (ИС) компании, где эти сертификаты используются (например, в системе ЭДО, основанной на решениях SAP).
Кроме того, в рамках данного проекта создан базис системы сбора и аналитической обработки данных, которая уже сегодня позволяет объективно оценивать эффективность работы сотрудников УЦ, а также проводить всесторонний анализ случаев нарушения параметров SLA. Можно решать и многие другие задачи, поскольку теперь по каждому сертификату у заказчика имеется полная и достоверная информация о том, кто и когда сформировал запрос на его выдачу; кто и когда принял те или иные решения по этому запросу и какие это были решения; кто и когда приостановил / возобновил действие сертификата; кто, когда и почему отозвал его. Систематическое использование этих инструментов позволяет находить резервы повышения эффективности, выявлять и устранять причины задержек и ошибок при принятии решений.

Эффект внедрения и развитие системы

Созданная в рамках данного проекта система управления инфраструктурой PKI стала важным этапом в развитии ИС заказчика. Полтора года промышленной эксплуатации показали, что внедрение Avanpost PKI дало разноплановый положительный эффект.
Так, выполненная в рамках данного проекта глубокая автоматизация основной деятельности УЦ заказчика значительно повысила объемы и качество предоставляемых услуг, причем без увеличения штата УЦ. При этом снизились издержки на выпуск сертификатов и учет основных объектов инфраструктуры PKI.
Особо отметим резкое сокращение сроков выдачи сотрудникам сертификатов ЭП, без которых они просто не могут работать с корпоративным ПО и информационными ресурсами. Теперь новый сотрудник получает все необходимые сертификаты не позднее, чем через 4 часа с момента приема на работу. В масштабах крупной организации это приводит к значительной экономии времени сотрудников.
Внедрение Avanpost PKI показало: широкое введение криптографии и электронной подписи в основные процессы заказчика не является исключительно сложной задачей и не создает проблем и неудобств ни для пользователей, ни для обслуживающего персонала. Этот опыт позволяет планировать значительное расширение сферы применения ЭП, что чрезвычайно важно с учетом устойчивой тенденции повышения юридической значимости применений ИТ.
В настоящее время намечены несколько направлений дальнейшего развития системы управления инфраструктурой PKI. Среди них:

  • Расширение применения ЭП на сопроводительные документы, что повысит уровень информационной безопасности и еще более сократит бумажный документооборот.
  • Подключение системы к СМЭВ (сервисы ПФР, ФНС, МВД и ЕСИА), что позволит автоматически проверять данные о сотрудниках, а также публиковать выпущенные квалифицированные сертификаты (в соответствии с требованиями 63 ФЗ).
  • Увеличение числа одновременно функционирующих экземпляров сервиса облачной подписи на базе КриптоПро DSS (инстансов), поддержка ими аутентификации по SIM-карте сотрудника.
  • Подключение к системе новых сервисов и ранее не охваченных направлений деятельности заказчика.
  • Масштабирование системы по числу пользователей и ее распространение на другие подразделения холдинга «Мегафон».

Необходимые для реализации этих планов архитектурные решения и инструменты уже имеются в Avanpost PKI.
Error get alias
Error get alias
Error get alias