По мнению экспертов, сегодня в большинстве ведомств уже сформирован базовый уровень ИТ-инфраструктуры, созданы государственные информационные системы, автоматизирующие ключевые направления деятельности ведомств. Большое влияние на развитие рынка ИТ в госсекторе оказывает развитие электронного правительства, СМЭВ и электронного взаимодействия с гражданами, а также проекты информатизации здравоохранения и создания государственных информационных систем в сфере ЖКХ и ТЭК.
«Сейчас государственный заказчик решает задачи принципиально нового уровня: организация частного облака и единого информационного пространства, организация удаленной работы мобильных групп со своими информационными системами, переход от «лоскутного» сервиса к комплексной модели аутсорсинга своей ИТ-инфраструктуры и т.д., - говорит Андрей Богомолов, вице-президент компании «Техносерв» по продажам в государственные структуры. - Вместе с тем, большинство ведомств достаточно далеки от полноценной комплексной автоматизации внутренних процессов (внедренные ERP-систем зачастую покрывают только 2-3 процесса). Но здесь стоит говорить об индивидуальных разработках под рабочие процессы каждого из ведомств».
В своей оценке наиболее успешных государственных ИТ-проектов текущего периода эксперты практически единодушны – это создание Портала государственных услуг. «Глобальный проект по созданию единого портала госуслуг можно считать в целом успешным: от формирования самой идеи до ее частичной реализации, - говорит Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. - Это уже после никто не захотел его поддерживать как должно, отсюда и нынешние проблемы».
«Провалом года» спикер считает проект информатизации здравоохранения. «Как начали его без единого подхода и технического проекта, так и закончили разнородной техникой, лежащей нераспакованной в иных ЛПУ и по сей день», - аргументирует он.
Не меньшее внимание уделяется развитию проектов, направленных на повышение эффективности управления городским хозяйством. Во многих городах страны уже действуют региональные информационные системы ЖКХ, обеспечивающие контроль расходов ресурсов и позволяющие контролировать начисления их потребителям. «Недавно было положено начало строительства информационной системы, призванной консолидировать всех участников этого рынка и обеспечивающей прозрачность их взаимодействия, - рассказывает Валерий Щукин, генеральный директор компании TEGRUS. - Этот проект в ближайшее время может вылиться в одну из крупнейших ИКТ-инициатив, реализуемых в госсекторе».
Еще один «проект будущего», стартовавший в 2014 г. находится на стыке государственного и коммерческого сектора – это создание ГИС ТЭК.
Электронные госуслуги
Продолжаются и работы по переводу государственных услуг в электронный вид. По словам Алексея Козырева, заместителя министра связи и массовых коммуникаций, в настоящее время на портале государственных услуг зарегистрировано 11 млн пользователей, что на 4 млн больше, чем по итогам III кв. 2013 г. 71% из них подтвердили свои данные по паспорту. Через портал подано 12 млн заявлений на предоставление госуслуг (+25% относительно 2013 г.). 2,8 млрд запросов прошло через СМЭВ (+53% по сравнению с 2013 г.), к которой в настоящее время подключено 11 тыс. информационных систем (+24% по сравнению с 2013 г.). Сумма электронных платежей граждан составила 847 млн руб. (+51% по сравнению с 2013 г.).
Основными направлениями развития портала на сегодняшний день являются упрощение его использования, повышение функциональности и расширение возможностей взаимодействия органов государственной власти с использованием СМЭВ. Сегодня 62 субъекта федерации используют ЕСИА (Единую систему идентификации и аутентификации) для авторизации на порталах региональных и муниципальных услуг. В ближайшее время ЕСИА станет единым провайдером авторизации для всех 85 субъектов федерации.
Одновременно необходимо предпринимать серьезные усилия по популяризации портала госуслуг среди населения. «Со стороны интернет-активного населения, на мой взгляд, госуслуги уже пользуются нормальным спросом, - комментирует Александр Санин, коммерческий директор компании «Аванпост». - Нужно продолжать эволюционно развивать эту линию, добавлять полезные сервисы, упрощать процедуры их получения. Чтобы повышать интерес общества к данному проекту, нужно проводить различные кампании по повышению осведомленности. Я знаю огромное количество людей, которые не пользуются госуслугами просто потому, что не знают, что там есть полезного».
Наталья Рудычева, Виталий Мосеев
CNews|Аналитика
Разговоры о необходимости замены пропиетарного программного обеспечения от зарубежных вендоров на свободное ПО или отечественные продукты на официальном уровне шли и до введения санкций. Но реальных мер для перевода госорганов на свободное ПО не предпринималось.
Поскольку нынешний кризис носит яркую политическую окраску, то именно политические решения превалируют над рынком ИТ. Присоединение к санкциям США и Евросоюза против России целого ряда западных ИТ-вендоров неизбежно подталкивает многие компании к планированию и реализации планов по замене импортных ИТ-решений. Разумеется, поднятая на флаг тема импортозамещения прежде всего оказывает влияние на принятие решений по выбору ИТ-систем и запуску или отмене намеченных ИТ-проектов именно в госсекторе.